Свежий номер

Итоги конкурса

Официальная группа журнала "Маруся" ВКонтакте
Поиск по сайту
Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
Журнал "Маруся" в Facebook Журнал "Маруся" в Instagram Маруся в Вконтакте
Поделиться в соцсетях

Великая книгиня

Если по вечерам ты сидишь у компьютера, сочиняя увлекательный роман, или не расстаешься с блокнотом, доверяя бумаге свои мысли, то наверняка мечтаешь о том, что со временем о такой талантливой писательнице, как ты, узнает весь мир. А почему бы и нет?

В прошлом номере мы рассказали, как начинающим авторам работать над своими произведениями и размещать их в Сети, чтобы все желающие могли с ними познакомиться. Но если ты с детства грезишь о том, что когда-нибудь сделаешься не менее знаменитой, чем Агата Кристи или Маргарет Митчелл, тебе, скорее всего, хочется увидеть свою книгу на полках магазинов – и наконец-то стать профессиональным литератором. Что ж, все возможно.

Да, надо издать!

Предположим, ты уже написала свой будущий бестселлер и даже сотню раз перепроверила, нет ли в нем ошибок и опечаток. Все друзья и родственники от него в восторге, а их конструктивную критику ты постаралась учесть. Ну, тогда можно приниматься за поиски издательства. Для начала просто зайди в книжный магазин, полистай романы, которые, как тебе кажется, по тематике больше всего близки к твоему произведению – и посмотри, кто именно их выпустил. А дальше набери в поисковой системе название нужного издательства и найди его сайт. Вот тебе для начала несколько вариантов: «ЭКСМО» (www.eksmo.ru), «РИПОЛ классик» (www.ripol.ru), «АСТ» (www.ast.ru), «Росмэн» (www.rosman.ru).

Практически на всех подобных страничках есть раздел «для новых авторов». Ознакомься с ним внимательно. Там написано, какие рукописи берут на рассмотрение (например, очень часто принимают только романы, а сборники рассказов – нет), а также – что именно ты должна прислать (всю книгу полностью или только несколько глав). Будь готова к тому, что наверняка понадобится синопсис: придется очень вкратце, буквально в нескольких предложениях, описать, о чем твоя история. Кроме того, иногда надо отдельно указать жанр и объем произведения, кратко рассказать о себе.

Обычно рукописи отправляют по электронной почте. Рассмотрение может занять несколько месяцев, так что не переживай, если тебе не напишут на следующей же день. И уж тем более не расстраивайся, если вдруг кто-то отвергнет твой шедевр.

С будущими знаменитостями это часто случается ;-) Например, Джоан Роулинг с ее «Гарри Поттером» поначалу отказали в двенадцати издательствах, а уж как страдала Стефани Майерс, пытаясь пристроить хоть кому-то свою сагу «Сумерки», – это отдельная эпопея на много-много страниц. Но писательницы не сдались – и в итоге добились успеха.

Приключения с электроникой

У молодых сочинителей есть и еще один путь – самостоятельно размещать свои опусы в магазинах электронных книг и получать определенный процент с каждой покупки. Именно так прославилась Аманда Хокинг, автор фэнтезийного романа «Подкидыш». Аманда сама выставила цифровую версию своей книги в интернет-магазине, и очень быстро продажи перевалили за миллион экземпляров – без какой-либо рекламы! Сейчас крупнейшие мировые издательства прямо-таки сражаются за право публиковать ее романы.

Для того, чтобы повторить успех этой дамы, тебе прежде всего нужен хорошенько отредактированный и вычитанный текст книги. Возможно, придется повозиться, выясняя, как правильно его оформить (в интернет-магазинах могут принимать разные форматы: doc, pdf, epub, fb2), но ты ведь готова преодолеть небольшие трудности, правда? А уж после этого можно обращаться в магазины: контакты легко найти на их веб-страничках (просто набери в поисковике «магазин электронных книг» – и получишь кучу ссылок»).

Проблема в том, что на малоизвестных торговых площадках, сама понимаешь, шанс прославиться – не очень высокий, а у солидных книжных сайтов частенько бывает такое же предубеждение против никому не известных авторов, как и у большинства издательств (что вполне объяснимо: вдруг твой роман совсем не будет продаваться и не принесет никакого дохода?), так что тебе могут предложить потратить какие-то денежки самой – за услуги посредников-редакторов, которые убедятся, что твой текст точно пригоден к публикации. Кстати, если кто-то станет навязывать тебе платные услуги, будь очень осторожна, чтобы не наткнуться на мошенников. Посоветуйся с родителями, посмотри отзывы о книжном магазине и не спеши расставаться с деньгами.

Соревновательный принцип

Есть и еще один способ громко заявить о себе – выиграть какой-нибудь престижный литературный конкурс. Некоторые из них организуют издательства, выбирая лауреатов из тех авторов, которые присылают свои произведения на суд редакции. К примеру, есть премия «Рукопись года», учрежденная «Астрель-СПб». А «Росмэн» проводит конкурс «Новая детская книга» (подростковая фэнтези-сага «Часодеи» одной из его победительниц, Натальи Щербы, в прошлом году стала бестселлером).

Существует и конкурсы, на которые можно прислать прозу и стихи, не принятые никакими издательствами. Например, «Дебют» – это независимая литературная премия для авторов не старше 35 лет (www.pokolenie-debut.ru). В принципе, разнообразных писательских состязаний – великое множество. Вот только неполный список: http://injournal.ru/konkurs.html.

Разослав свои творения по всей стране и ожидая ответа, не теряй времени даром: общайся с коллегами-литераторами, заводи полезные знакомства в специальных сообществах для издателей и авторов (например, izdato.livejournal.com). А после того как наконец-то – так или иначе – обретешь заслуженную мировую славу, не забудь прислать в «Марусю» собрание своих сочинений с автографом – в благодарность за ценные советы ;-)

Девчонки, специально для вас мы собрали советы известных литераторов – уж они-то, наверное, знают, как добиться успеха! У каждого из них – свой опыт, поэтому и советы разные, но все очень ценные :-)

Тамара Крюкова (автор романов «Триптих в черно-белых тонах», «Телепат», «Костя + Ника», по которому был снят фильм «КостяНика. Время лета», и многих других):

«Можно взять любого успешного писателя, и он расскажет, как долго ему пришлось обивать пороги издательств, прежде чем вышла первая книга. Я и сама могла бы поведать вам историю про десять лет писания «в стол». Но если вам не хочется так долго ходить по кругу, а хочется сразу и всего, тогда я открою маленький секрет, который придаст вам храбрости. Издатель точно так же нуждается в талантливых авторах, как авторы в издателе. Вот несколько подсказок, которые помогут избежать основных ошибок.

Чтобы ваша рукопись не была отвергнута на уровне сопроводительного письма, не пишите, что прислали шедевр, которому нет равных в современной литературе, и не стращайте издателя тем, что все права у вас защищены. Тем самым вы его оскорбляете, считаете потенциальным вором. Никакой издатель не станет публиковать ваше произведение под чужим именем без вашего согласия. Вам могут предложить взять псевдоним, но это уже другой вопрос. Издателю гораздо легче и дешевле заплатить законному автору (гонорары, увы, совсем не такие большие, как об этом думают читатели).

Знакомство с рукописью редактор начинает с аннотации. Постарайтесь, чтобы она его зацепила. Представьте, что покупатель в книжном магазине берет в руки вашу книгу, а на задней обложке – написанная вами аннотация. Захочет ли читатель выложить за этот роман деньги? Герои разных возрастов и калибров столько раз спасали мир, что это уже никого не трогает, как и обучение в магических школах, которые разрослись, будто грибы после дождя. Вы должны предложить что-то новое и оригинальное. Вот тогда редактор, потирая руки в предвкушении, возьмется за вашу рукопись.

Если вам отказали, не спешите называть издателя дураком, который не разглядел шедевра. Лучше воспринимайте неудачу, как урок. Значит, ваша рукопись пока не дотягивает. Нужно поработать над героями или над языком, убрать банальности из сюжета. Читайте хорошую литературу, и вы сами поймете, чего вам не хватает. Никогда не равняйтесь на слабые произведения, ставьте высокую планку. Постоянно учитесь, растите и совершенствуйтесь, и все крепости откроют перед вами ворота».

Ольга Карпович (актриса, сценарист и писатель – сейчас выходит серия ее книг «Покровские ворота»):

«Пишите о том, что хорошо знаете. В моем случае это киношный и театральный мир, богемная жизнь современной Москвы и т.д. Старайтесь избегать общих мест и клише, пусть у каждого персонажа будет своя история, своя правда, тогда произведение получится объемным и реалистичным. Не пишите «в запале чувств», подождите, пока пройдет время, переживание уляжется, и вы сможете рассказать о нем наиболее полно и объективно. Думайте о том, чего хотят издатели, учитесь с ними разговаривать».

Анна и Сергей Литвиновы (работают в жанре остросюжетного детектива, за десять лет творчества написали более сорока романов и шесть сборников рассказов):

«Многие почему-то мечтают начать свой путь в литературе обязательно с романа – то есть объемного (не меньше трехсот страниц!) произведения с множеством героев и сложным переплетеньем сюжетных линий. Но – простите за кулинарное сравнение! – ни у одной молодой хозяйки с первой попытки еще не получился вкусный «Наполеон». Попробуйте для начала «приготовить яичницу»: удержать внимание читателя – на десяти страницах. Напишите рассказ. «Протестируйте» его на знакомых. Да, он не выйдет отдельной книгой. Но может победить на конкурсе – в глянцевом журнале или интернете. А со временем – войти в полное собрание ваших сочинений.

К роману нужно подходить как к составлению кроссворда. Ни в коем случае не начинайте писать с надеждой, что кривая вывезет сама. Обязательно решите с самого начала: кто злодей, почему произошло убийство, кому оно было выгодно.

Не смотрите свысока на героев своего произведения. Жалейте их. Сочувствуйте им. Любите их. И не позволяйте им совершать немотивированные поступки. Помните: у каждого вашего героя всегда должна быть цель – и глобальная, на роман, и локальная, на эпизод. Не знаете ее – писать даже не садитесь, все равно потом придется переделывать. И еще у героя всегда есть характер. Он проявляется в каждом диалоге и поступке.

Читателям в первую очередь нужен острый, чтоб невозможно оторваться, сюжет. Поэтому после каждого диалога должно обязательно следовать действие (погоня, ссора, слежка, похищение и пр.).

Можно помечтать, что уже за первый роман вам заплатят миллион долларов. Но будьте готовы к тому, что в реальности картина более грустная. Мы за первое свое произведение получили 150 долларов на двоих. А зарабатывать только литературой начали романа с двадцатого.

К счастью, рынок литературы непредсказуем. И очень может быть, что именно ваше произведение – по всем канонам «неправильное» – станет бестселлером. Никто не мог предсказать феноменального успеха «Гарри Поттера» или «Голодных игр». Поэтому внимательно читайте все правила, но не бойтесь их нарушать!»

Евгения Михайлова (автор психологических детективных романов «Сломанные крылья», «Спасите наши души», «Длиннее века, короче дня»):

«Рукопись должна быть безупречно грамотной, что по нашим временам – практически редкость. Уже этим вы обратите на себя внимание. Но нужно учитывать, что у каждого издательства уже есть свои авторы. К тому моменту, когда вы пришли, составлены определенные планы, писатели работают, читатели ждут выхода их книг. И требуется очень чем-то зацепить, чтобы издатели решились на вложение времени и денег в нового автора».

Татьяна Тронина (автор книг «Злюка», «Белла, чао!», «Бабочка на ладони» и более двадцати других любовных романов):

«Первый текст молодого автора – как блин комом. Поэтому не стоит расстраиваться, если никто из окружающих не оценил ваше творчество. Хочется писать – пишите! Любому ремеслу можно научиться – есть множество книг для начинающих писателей и сценаристов, есть форумы, есть литературные студии. Будьте готовы к жесткой критике, научитесь вычленять из нее нужное и отсеивать лишнее. Найдите единомышленников, обсуждайте с ними свои рассказы и этюды. Даже если вы и не станете профессиональными литераторами, этот опыт не пропадет – вы научитесь владеть словом, найдете друзей и получите способность легко отыскивать нужную информацию!»

Инна Бачинская (пишет в двух жанрах – детективном и научно-фантастическом; в прошлом году вышли ее книги «Шаги по воде», «Убийца манекенов», «Лев с ножом в сердце»):

«Случаются чудеса – первый роман становится бестселлером, издательства требуют еще. Но с чудесами все труднее – авторов все больше, причем неплохих, ниши жанров заполнены, конкуренция крепчает. Со мной чуда не произошло. Моя первая книга была напечатана в 2003 году, затем две другие – в 2005-м, и после этого наступило молчание на несколько лет. Время от времени я отправляла главы из романов в различные издательства, и мне отвечали: «Не подходит». Или не отвечали вовсе.

Я продолжала писать, потому что сочинительство для меня – это драйв. Воздух. В один прекрасный момент я нашла сайт литературного агента. И узнала, что автора «одного романа» практически не принимают в расчет – нужно предложить несколько романов одновременно, желательно – сиквелов. Что я и сделала…

Так что не складывайте крылья. Сочиняйте. Оглянитесь по сторонам – идеи носятся в воздухе. Наблюдайте – вокруг много интересных людей, и у каждого своя история, свои словечки и жесты. Берите и изображайте. И читайте – без этого никуда! Язык шлифуется чтением. Обратите внимание на темы – читателям хочется тепла, доброты и любви, пасхальных яиц и рождественских звезд. Даже в «жестком» сюжете есть место для романтики.

И еще одно. Чудеса все-таки еще бывают. Как говорил мой знакомый литературный критик – мы не знаем, что именно заставляет книгу «выплыть» в книжном море. Удачи!»

Фото shutterstock

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *