Мастер манги
Если ты обожаешь комиксы, наверняка тебе иногда хочется взять листок бумаги и нарисовать собственную историю с любимыми персонажами или придуманными тобой героями. Почему бы и нет? Многие создатели манги, как наша героиня Олеся Холодчук, поначалу были такими же фанатами.
– С чего началось твое увлечение комиксами, как ты вообще узнала об их существовании?
– Мое знакомство с ними произошло в старших классах. Правда, рисовать истории в картинках я начала задолго до этого, а именно в начальной школе, когда толком и писать не научилась. Тогда я мечтала стать мультипликатором. Сначала я рисовала просто картинки, по одной на каждую страницу, потом появились реплики в баллонах (как в настоящих комиксах) и даже деление страницы на кадры! Поэтому сейчас у меня такое чувство, будто с комиксами я знакома всю сознательную жизнь.
– Почему ты решила рисовать именно мангу? Чем она отличается от других комиксов и в чем, на твой взгляд, ее преимущества перед западным стилем рисовки?
– Вообще, о таком явлении как «манга» я узнала довольно поздно, в институте, когда у меня появился интернет. Манга сразу покорила меня. Наконец-то я нашла для себя самый оптимальный способ самовыражения! Как мне кажется, ее основное отличие от американских и европейских комиксов – в подаче. При этом я имею в виду не черно-белую графику, которую всегда (за редким исключением) используют для создания манги, и даже не традиционные большие глаза героев и героинь. Вовсе нет! Главное в манге – эмоции, которые изображаются простыми, но понятными средствами, символами. Капелька над головой персонажа или несколько штрихов на щеках скажут читателю больше, чем длинный монолог героя американского комикса. В манге редко досконально прорисовываются черты лица (кроме глаз, конечно), но это не мешает каждому персонажу быть неповторимым и узнаваемым.
– Как можно научиться рисованию комиксов?
– Пособия можно найти в интернете. Но лично я использовала «метод тыка». А лучшим пособием для себя считаю томики манги моих любимых авторов. Кстати, я слышала мнение, что художник деградирует, если, имея классическое художественное образование, «опускается» до рисования в стиле манга. Не верьте этому! Манга – официально признанный вид искусства, и чтобы хорошо ее делать, как раз художественное образование не помешает!
– Ты уже выпустила собственную мангу «Сунсний мур». Откуда ты черпала идеи для ее сюжета? И что означает такое необычное название?
– «Сунсний мур» дословно переводится как «стезя духа» («сунс» – душа, дух; «мур» – след, стезя). Это понятие, обозначающее родословную шаманов, связанных с одним духом-помощником. Мне очень понравилось это словосочетание. А идея книги родилась после одного случая. Во время прогулки в парке мы с сестрой встретили пожилого мужчину с маленьким черным котенком на руках. Он спросил, не нужен ли нам этот котенок: жалко малыша – он уже несколько дней живет в парке совсем один. Несмотря на то, что у нас к тому времени уже были в доме кошки, мы его взяли… И вот я подумала: а что, если этот котенок необычный (он же черный!) и появился не случайно? Так родилась мистическая история! А уже потом, работая над «Сунсним муром», я черпала вдохновение в славянской и монголо-бурятской мифологиях. Вообще, придумывать историю очень увлекательно. Сюжет никогда не рождается цельным, полностью выстроенным от начала и до конца. Всегда есть вопросы, нестыковки, пробелы. И если вдруг меня стопорит на каком-то моменте, я не пытаюсь срочно придумать выход, просто жду, когда решение придет само. И оно обязательно приходит!
– А как создавались персонажи? Ты срисовывала их с реальных людей?
– Главных героев я точно ни с кого не срисовывала. И внешность, и характеры – все выдуманное, любовно взращенное. В этом и есть вся прелесть авторства, когда ты ограничен лишь своей фантазией. Я очень люблю придумывать персонажей, это такой естественный процесс, как дыхание. Хотя обычно особо придумывать и не приходится… Любой автор скажет, что его герои живут своей собственной жизнью, остается только наблюдать за ними и записывать! Я сразу знала, какие они должны быть. А вот во второстепенных персонажах есть некоторое сходство с окружающими меня людьми. Но образы эти собирательные.
– Комикс – это не только картинки, но и тексты. Сложно ли тебе придумывать реплики персонажей?
– Когда есть вдохновение, все происходит само собой, история прокручивается в голове как фильм, только успевай фиксировать! Если вдохновения нет, то лучше не мучиться. Вообще, манга (как и любой комикс) – прежде всего сюжет, а потом картинка. Если история увлекательная, то огрехи в графике не замечаешь. И наоборот, если она скучна, ее не исправят даже шикарные рисунки! Лично мне очень сложно рисовать мангу на чужие сценарии. Зато это отличный выход для тех, кто сам затрудняется придумать сюжет, но полон желания рисовать. Творческие тандемы (писатель плюс художник) – далеко не редкость.
– Общаются ли российские мангаки между собой, проводятся ли какие-то мероприятия, на которых авторы могут поделиться
друг с другом опытом?
– Естественно общаются! Организовываются конкурсы и фестивали (такие, например, как «КомМиссия»), где российские авторы могут, как говорится, себя показать и других посмотреть, посетить семинары и мастер-классы. Существуют и форумы, и сообщества. Правда, лично мое общение с коллегами сводится к переписке в соцсетях или через электронную почту.
– Над чем ты работаешь сейчас, продолжаешь ли «Сунсний мур» (насколько я знаю, опубликован был только первый том) или придумываешь что-то другое?
– Сейчас я занимаюсь новым проектом под названием «Тартар». Это постапокалиптическая история о противостоянии двух миров, образовавшихся после некоей глобальной катастрофы: идеального подземного и погибающего земного. Работа над «Сунсним муром» временно приостановлена по ряду независящих от меня обстоятельств. Но бросать его я ни в коем случае не собираюсь!
– Кто из создателей манги или, может быть, других комиксов является, на данный момент, твоим кумиром и почему?
– Так как первой мангой, которую я увидела и прочитала, был «Икс» КЛАМПа (CLAMP – известная японская группа женщин-мангак), то они были и остаются моими кумирами! Очень уважаю Асинано Хитоси и восхищаюсь Хаяо Миядзаки (он не только выдающийся мультипликатор, но и мангака!). Сложно аргументировать, почему мне нравятся именно они. Это как с музыкой. Существует мнение, что более всего любишь ту музыку, ритм которой близок к ритму твоего сердца. Так у меня и с мангой. Работы этих авторов созвучны моему собственному мировосприятию, мне нравятся сюжеты, графика, все! Вот недосягаемые для меня высоты!
– Может быть, ты хотела бы что-то посоветовать девочкам, которые мечтают пойти по твоим стопам? Или от чего-то предостеречь?
– Манга – это творчество. Творчество – это, прежде всего, самовыражение, а не способ заработка. Поэтому, решив заняться мангой профессионально, будьте готовы к тому, что это не принесет вам (особенно на первых порах) ощутимую прибыль. Не стесняйтесь участвовать в конкурсах: даже если ничего не выиграете, все равно заявите о себе. Предлагайте свои идеи издательствам. На их сайтах обычно есть закладки «Для авторов», где рассказывается, как и в какой форме можно это сделать. Не бойтесь критики. Конструктивная критика крайне полезна, а на негативную, порожденную завистью, не стоит вообще обращать внимания. Будьте самокритичны. Вообще, очень подозрительно, когда автор всегда полностью доволен всем, что выходит из-под его пера. Это сигнал того, что его творческий рост остановился. И самое главное – нужно получать удовольствие от того, что делаешь!
Да, тебе сюда!
Если ты решила сделать рисование комиксов своей профессией, то тебе будет полезно знать – на факультете дизайна МФПА (Московской финансово-промышленной академии) появилась кафедра комиксов и манги, первая в России! Лови адрес и телефон: Москва, Измайловский вал, д. 2, стр. 1. Тел. 8-499-369-09-82. Полистай также справочник местных вузов: художественное образование, которое тебе очень пригодится, можно получить и во многих других учебных заведениях.
Манга – японские комиксы. По традиции, они читаются справа налево (потому что в японской письменности столбцы иероглифов пишутся именно так). Хотя наши, отечественные часто делаются как комиксы западные: кадры идут слева направо. Слово «манга» дословно означает «гротески», «странные (или веселые) картинки». Этот термин возник в конце XVIII – начале XIX вв., хотя первые упоминания о создании в Японии историй в картинках относятся еще к XII столетию. Сейчас манга составляет примерно четверть всей публикуемой в Японии печатной продукции.
Мангака – автор комиксов-манга.
Манга Олеси Холодчук «Сунсний мур» – одно из немногих официально изданных в нашей стране произведений этого жанра, созданных российским, а не японским автором. Главный герой, потомственный шаман Дмитрий Стожаров, использует свой мистический дар на благо другим: он помогает расследовать запутанные дела, исцеляет больных, ищет пропавших людей. И вот однажды ему приходится столкнуться с темной неведомой силой, против которой он сам, казалось бы, бессилен… Первый том манги вышел весной 2010 года, на его создание у Олеси ушло два года.
Это знак!
Очень часто эмоции в манге изображаются с помощью условных значков. Например:
– Капля над головой символизирует пот: сразу понятно, что персонаж смущен или находится в смятении.
– Волнистые полосочки над головой говорят о том, что герой пребывает в глубочайшей депрессии («парится», в общем).
– Маленькое облачко, вылетающее изо рта – это вздох.
– Крестик из четырех изогнутых полосок (черных или красных) обозначает гнев и раздражение. Также вокруг разъяренного персонажа могут возникать языки пламени или бурные волны.
– Кружочки на щеках изображают румянец (от смущения или счастья), а вот кружки на палочках возле глаз – это слезы.
Добавить комментарий