Свежий номер

Новый конкурс

Официальная группа журнала "Маруся" ВКонтакте
Поиск по сайту
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Маруся ВКонтакте:
Маруся в Вконтакте
Поделиться в соцсетях

Куклы для взрослых детей

Саша ХудяковаМногие девушки в детстве обожали кукол. Но кто-то не перестал любить их, даже повзрослев. Именно для таких людей и создает свои куклы, печальные и веселые, Саша Худякова.

– Правда ли, что сейчас по всему миру постоянно проходят грандиозные кукольные выставки-ярмарки?

– Самые крупные выставки проходят в Германии (во Франкфурте, например) и в Америке (в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско). Если судить по этим мероприятиям, наши куклы очень сильно отличаются от заграничных.

В России, как мне кажется, подход к созданию кукол более творческий. У нас, например, много внимания уделяют костюмам, а за границей это в диковинку: важнее всего физиономия героя, костюмы – на втором плане! Поэтому наши куклы зачастую вызывают у иностранцев удивление, но интерес к ним, конечно же, есть.

Вообще, как ни странно, в мире начался какой-то кукольный бум. Я слышала, что коллекционеров кукол уже больше, чем коллекционеров-филателистов. Да, и вкладывают они средства позначительнее. Куклы – это ведь еще и выгодное вложение денег: лет через двадцать за хорошие коллекции можно будет выручить весьма солидные суммы.

– Ты часто делаешь куклы на заказ?

– Не очень. У меня был однажды крупный заказ от Музея истории города Москвы. Я должна была сделать двенадцать кукол, шесть пар в костюмах с семнадцатого века по начало двадцатого. Там были бояре, купцы, люди пушкинского, чеховского времени. Для них я делала специальные, абсолютно новые формы, так что продолжалась эта работа долго – целый год! Были, конечно, и другие заказы, индивидуальные. Как-то раз на выставке одной женщине очень понравилась моя кукла. Я делала тогда целую серию в кринолине в виде сервированных столов с фруктами, всяческой снедью, ложечками-вилочками. Продавать ее я не хотела. Повторять – тоже. И тогда эта женщина сказала: "Когда я была маленькая, у нас был вишневый сад. Там стояли ульи с пчелами. И я бегала по этому саду в белом платье и широкополой шляпе. Пахло медом, мне на шляпу падали вишни... Хочу такую куклу!" И я сделала куклу с вишнями, пчелами и медом, в белом платье.

– Как ты стала "кукольницей"?

Кукла– У меня в детстве было огромное количество кукол. Все родственники ругались на родителей: вы балуете ребенка, вы испортите девочку. Вот и испортили! Сколько себя помню, я делала куклы всегда – пластилиновые, глиняные. Даже вклеивала им сердца... Меня не устраивали куклы, с которыми я играла, вот и пришлось делать свои. Правда, я никогда к этому серьезно не относилась. Хотела быть живописцем, потом пошла учиться на дизайнера... Причем это был дизайн станков, оборудования и автомобилей, а вовсе не кукол! Но когда дело стало близиться к диплому, все дизайнеры постепенно переквалифицировались на игрушки. И однажды я просто так притащила в институт свою куклу. Мимо меня проходила строгая-престрогая декан факультета, которую все страшно боялись, глянула и говорит: "Будешь для диплома делать куклы! Только возьми какой-нибудь материал посерьезнее: фарфор, к примеру". Я в жизни никогда не имела ничего общего с фарфором, но вдруг оказалось, что у друга в соседнем доме находится мастерская, и можно научиться обращению с этим материалом. Так что профессией я обязана удивительному стечению обстоятельств!

– Из чего рождается образ куклы?

– Все куклы у меня – это олицетворение чувств. Я никогда не делаю героев каких-то сказок, как поступают очень многие. Каждая кукла – это состояние души. Например, в прошлом году я сделала лучшую свою куклу, называлась она "Сумерки". У меня было какое-то печальное состояние, и у меня получилась сама Печаль во плоти. Единственный литературный персонаж у меня – это Сероглазый Король из ахматовского стихотворения. Иногда я делаю полушутливые "экспонаты" – например, серию эльфов. Большей частью куклы у меня все какие-то серьезные, а с этими я немножко подурачилась. Например, у меня есть эльфочка-негритянка. Я подумала: в Африке, наверное, тоже должны быть эльфы? Я обязательно сделаю и китайского эльфа, и арабского. Муж мне предложил сделать еще и "нового русского эльфа", с распальцовкой.

– Сколько времени уходит на создание куклы?

– По-разному. Если она из пластика – приблизительно две недели. Но в основном я использую фарфор, а с ним все сложнее. Сначала кукла лепится из пластилина, потом снимается гипсовая форма, в этой форме отливается гипсовая болванка, которую надо тончайшими крючочками довести до совершенства, чтобы глазки, ручки, губки – все было идеально, после этого снимается уже чистовая гипсовая форма, туда заливается фарфор, потом его вынимают, дорабатывают, ставят в печку... И тогда получается модель-отливка, с которой уже можно работать. Словом, дело это хлопотное. Бывают, правда, "прорывы": однажды я сделала довольно сложную куклу всего за четыре дня. Но в основном процесс изготовления бывает очень долгим. На куклу уходит недели три, иногда месяц или даже два. Самое сложное для меня – это перебирание тканей для костюмов. Можно провести неделю за этими тряпками, так что видеть их больше не хочешь! Ну, не складывается образ, и все тут! В этом случае я ложусь спать хотя бы на час. Просыпаюсь – и уже целый калейдоскоп красок в голове, и я знаю, что делать.

– Коллекционеры иногда говорят, что по ночам страшновато бывает оставаться одному в помещении со множеством кукол: кажется, что они наблюдают за тобой, как живые...

Кукла– Мне с моими куклами довольно легко, но я еще слишком молодая кукольница, чтобы рассказывать про них страшные истории. Вот если поговорить с мастерами постарше, то закачаешься! Они порой могут поведать просто кошмарные байки! Причем не исключено, что это реальные случаи, а не просто выдумки. Куклы – это что-то мистическое, ведь изначально они были изображением умерших людей, вместилищем души. И в древности были они без глаз, чтобы ребенка не околдовал дух, который может в них обитать. Более того, в христианских странах куклам на лице вышивали крест. Но в любом случае люди, особенно коллекционеры и мастера-кукольники, очень часто относятся к ним чуть ли не как живым существам! Я иногда ловлю себя на том, что разговариваю с куклами! Если одна из них вдруг падает, я начинаю ругаться на нее и объяснять: "Ты же фарфоровая, в конце концов! Веди себя прилично, иначе разобьешься!"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *