Свежий номер

Новый конкурс

Официальная группа журнала "Маруся" ВКонтакте
Поиск по сайту
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Маруся ВКонтакте:
Маруся в Вконтакте
Поделиться в соцсетях

Педагогическая поэма

УчительБыть учителем - почетно и трудно. Его любят и ненавидят, уважают и не очень, но все равно вспоминают потом всю жизнь, а то и выбирают ту же профессию. В любом случае полезно посмотреть на труд учителя изнутри.

"Хочу быть такой, как она!"

Очень многим девочкам хочется быть учителем. Это человек, который все время находится у них перед глазами и рассказывает что-то интересное, поэтому авторитет преподавателя в начальных классах непререкаем! Постоянно слышишь: "Хочу быть такой, как она!" Да и старшие неравнодушны к своим учителям, иначе откуда эта извечная "война" между "ашками" и "бэшками" и заявлениями типа: "Наша Марь Иванна лучше, чем ваша Наталь Петровна"?

К сожалению, есть люди, которые приходят в школу потому, что не могут больше нигде реализоваться, но хотят морально самоутвердиться - и это тоже тянется из их школьного детства: в подростковом возрасте настроение очень неопределенное (Маня сказала так, Валя - по-другому, маму вообще лучше не слушать, потому что она ничего не понимает, Петя не посмотрел, Вася записку не передал), а тут еще учитель что-нибудь ляпнет - и возникает мысль: "Ну ничего, я тоже когда-нибудь окажусь на твоем месте!" Общественное мнение, которое создалось не сегодня и не вчера, говорит о том, что в педагогический институт идут те, кто не смог пристроиться куда получше. Кстати, для того, чтобы стать учителем, необязательно закончить именно педагогический. Например, в дипломе выпускника филологического факультета любого университета написано, что он - преподаватель, так что все зависит от желания и от призвания.

Быть в восторге от "Буратино"

Главное, что надо запомнить: работать с детьми можно только тогда, когда процесс привлекателен для тебя самой. Если учитель считает, что достаточно вложить в голову человеку то, что знает сам, услышать от него это, поставить пять баллов и отправить в "большую" жизнь - так не годится! А вот если ты понимаешь, что твой ученик обязательно должен пойти дальше тебя, и испытываешь восторг оттого, что вчерашний "Буратино" говорит вещи, о которых ты до сих пор даже не задумывалась, - это и есть двигатель, который позволяет заниматься профессией с удовольствием! В конце концов, давно известно изречение: "Не знать - не стыдно, стыдно не хотеть знать".

С большой буквы

На самом деле существует два понятия: "учитель" и "преподаватель". Слово "учитель" почему-то всех тянет писать с большой буквы. Но ведь дело не в слове, а в том, что на плечи одного человека взваливается двойная задача. С одной стороны, будь добра обеспечить, чтобы твой подопечный запомнил, когда родился Петр I, а с другой стороны, сделай так, чтобы ученик был умным, честным, добрым, справедливым, воспитанным, любил родителей и слушался начальников! И тут возникает вопрос: как это совместить? Есть люди, которые абсолютно не сильны в своем предмете, но ценны именно своими человеческими качествами. Другие замечательны тем, что могут хорошо преподать предмет. Поэтому Учителем с большой буквы можно стать только тогда, когда ты сумеешь сочетать в себе прекрасного человека и сильного преподавателя.

Очень немногие люди могут похвастаться тем, что в их жизни были яркие личности среди учителей. Но если ты вынуждена ходить в школу и вести уроки каждый день, то в любом случае яркость исчезает - ведь люди притираются друг к другу. Самая большая сложность в этой профессии та, что ты должна с одними и теми же учениками общаться девять месяцев подряд.

"Опять в школу!"

Большая опасность для учителя - скука. Если у тебя спокойный характер и ты нормально воспринимаешь необходимость выполнять ежедневные рутинные обязанности, то тебе легче - ты можешь проработать в школе до пенсии. Но ведь все равно в голове должна происходить постоянная работа. Мир меняется, дети меняются вместе с ним, и задача учителя - все время быть в курсе того нового, что происходит в обществе и науке, иначе чему он сможет научить молодое поколение? А ведь более благодарной, чистой и восприимчивой среды, чем детская, наверное, просто нет! Если же человек понимает, что он на этом этапе себя исчерпал, что ему надоело заниматься личностными проблемами и ему гораздо интереснее отыскивать неизведанное в истории или географии, то школа воспринимается им как площадка, пробный шар. Заранее сориентироваться, на что сделаешь ставку именно ты, если станешь учителем, невозможно! Надо проработать четыре-пять лет, чтобы что-то в себе понять.

Никакой личной жизни!

Ежедневные обязанности учителя - это ведение уpоков, определенное количество часов в неделю, которые учитель обязан провести. От этого зависит зарплата. Кстати, имей в виду - чем больше количество часов, тем ниже качество работы и, уж конечно, тем меньше времени на личную жизнь! Пример: два класса написали сочинение - это почти шестьдесят тетрадей, и, чтобы проверить ошибки, оценить, как человек мыслит, указать, на что обратить внимание и в чем ты не согласен, требуется время. Сочинение пишется четыре-пять раз в четверть - вот и считай, сколько ночей ты недоспишь! Обязательно надо проводить факультативные и дополнительные занятия. Кроме того, существует классное руководство: если твой ученик утопил соседскую кошку, не перевел старушку через дорогу, оскорбил маму - то за все это ответственна ты. Вдобавок ко всему есть дежурство по школе, тематические классные часы. Если все делать хорошо, то это займет примерно двадцать шесть часов в сутки!

"Вредная" работа

В этой работе есть колоссальные минусы. Если преподавание - не твое дело в жизни, то пережить это сложнее всего. Никто не виноват в том, что у тебя скверно на душе - тем более дети, которым тоже, наверное, утром не хотелось идти в школу! Кстати, если инженер придет на рабочее место не в настроении и напортачит в работе - у него не будет работать станок, у врача - умрет пациент, а в школе "сбой в программе" годами может не давать о себе знать! Но если у человека был равнодушный учитель, то потом он пройдет мимо многих радостей в жизни, не узнает, что это за восторг - прочитать прекрасные книги, узнать интересные факты и т. д. Самая большая беда в том, что вред здесь приносится незаметно. И, в то же время, могу отметить кучу колоссальных плюсов! Во-первых, ты без конца узнаешь что-то новое! Во-втоpых, ты приобретаешь способность посмотреть на все глазами ребенка! И, кроме того, это очень благодарное дело - реально видны результаты твоего труда: ты видишь, чему и как ты научил человека за месяц, полгода, год, и то удовлетворение, которое приносит это чувство, не сравнимо ни с чем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *