Свежий номер

Новый конкурс

Официальная группа журнала "Маруся" ВКонтакте
Поиск по сайту
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Маруся ВКонтакте:
Маруся в Вконтакте
Поделиться в соцсетях

Буда и Пешт

БудапештКогда
в Москве еще прохладно, здесь уже вовсю цветет весна. Покрываются
первой зеленью Будайские горы, щебечут птицы. Все улыбаются солнцу
и теплу...

Если архитектура - это застывшая музыка, то неудивительно,
что здесь, в Будапеште, родились Кальман и Лист. Композитору достаточно
просто бродить по городу и записывать то, что он видит вокруг. Весь
город наполнен музыкой. Прямые лучи улиц и бульваров Пешты, где
дома потемнели от времени, но не потеряли роскошь своих украшений
- скульптур и цветных мозаик... Замысловатые улочки Буды, бегущие
то вверх, то вниз, в нескончаемом водовороте танца "чардаш"...
Костелы, вздымающие свои готические шпили навстречу солнцу и синему
небу в мажорных звуках хоралов... Величественные дворцы и сказочные
замки, словно ожившие декорации спектаклей... И каменные орлы, оглядывающие
город с высоты Будайских гор, где в порыве ветра слышится стон скрипок,
а в тяжелых водах Дуная - дыхание органа.

Венгрия в прошлом веке отметила свое тысячелетие, но
ее столица совсем молода. Всего сто двадцать лет назад она стала
единым городом. И виновниками этого явились два англичанина-однофамильца
- архитектор Уильям Кларк и инженер Адам Кларк. Они соединили два
города, перекинув мост через широкий Дунай. Буда и Пешт слились
воедино, но так и остались навсегда разными по стилю, духу и ландшафту.

Буда стоит на высоких холмах. Прихоти и капризы причудливого
рельефа диктуют свои условия устройства улиц и площадей. Пешт не
знает причуд, здесь все подчинено законам искусственной гармонии.
Буда взирает на Пешт свысока. Но Пешт не пасует: мерцающим морем
огней растекся он у подножия своей соседки. Кто из них более красив,
кто более величественен - "гора" или "море"?

Два города, две истории. Но что их объединяет? Конечно,
жители. И в Пеште и в Буде звенят трамваи, фырчат машины, горят
огнями рекламы. Потоки горожан привычно текут, запруживая остановки,
пересекая площади и магистрали. Кто-то живет в Пеште, кто-то в Буде,
но теперь это не имеет существенной разницы. Хотя гористые улицы
Буды до сих пор считаются более престижными.

Будапешт - город небольшой, и, тем не менее, здесь можно
найти все виды общественного транспорта - от горной цепочной дороги
до метро. Метро, кстати, - первое на континенте. Самая старая ветка
- длиной в одну улицу. Перегоны между станциями короче, чем между
наземными остановками. Всего их одиннадцать. Маленькие вагончики
очень уютны. И никому не приходит в голову превратить этот, в общем-то,
бесполезный остаток старины в скоростную магистраль.

В одиннадцать часов вечера весь город ложится спать.
Закрываются кафе и рестораны, кончаются спектакли в театрах, прохожие
бегут на последний автобус. И только на центральной улице Ваци еще
веселятся неугомонные иностранцы. Местные же спешат по домам - такое
правило. Венгры, вообще, очень правильный народ. На все у них есть
законы, которые к тому же всегда выполняются. Венгр никогда не сядет
в трамвай без билета, никогда не перейдет улицу на красный свет,
никогда не превысит указанную скорость.

В один из первых дней путешествия я возвращалась домой
на автобусе. Я знала свою остановку, а в кармане у меня лежал подробный
план, как от нее дойти до дома. Заранее встав, чтобы не застать
водителя врасплох, я подошла к передней двери, уже предвкушая горячий
ужин. Но автобус не остановился.

Я оглянулась на водителя и дала понять ему, что хочу
выйти. Автобус затормозил, но дверь не открылась. Мы стояли на светофоре.
Загорелся зеленый, и мы вновь набрали скорость.

Мне в голову стали забираться самые нелепые мысли. Может
быть, наш автобус захватили террористы и шофер вынужден гнать теперь
прямо до австрийской границы. Но публика в салоне явно не разделяла
моего беспокойства. Никто даже не шелохнулся, когда мы проехали
уже шестую остановку. Может быть, это экспресс?.. Но тут автобус
остановился.

Вне себя от ярости я потребовала объяснений. Но, увы,
водитель не знал ни русского, ни английского. Выходить не имело
смысла - отсюда точно не найти пути домой. И я села созерцать бесконечное
черное шоссе впереди, ожидая, когда шофер повернет в обратный рейс.

БудапештИ
тут я обнаружила разгадку своих злоключений. Маленькая зеленая кнопка,
торчащая у самой двери. Конечно, я видела ее и раньше, но могла
ли я предположить, что в этой кнопке кроется причина моего заточения!
Вот юноша нажал кнопку, автобус остановился и двери открылись.

Выяснилось, что в Венгрии никакой транспорт, кроме метро
и трамвая, не останавливается просто так. Более того, если шофер
увидел тебя на остановке в ожидании автобуса, он, конечно, подъедет
и остановится, но откроет двери только после того, как ты нажмешь
кнопку снаружи у задней двери. А если нет - уедет как ни в чем не
бывало, не обращая внимания на твои отчаянные попытки его остановить.
Такие правила.

Единственное, что не подвластно здесь никаким правилам
и законам - это любовь. Любви все возрасты покорны, и в этом можно
убедиться, наблюдая, как по Будапешту расхаживают влюбленные парочки
тех, кому уже далеко за восемнадцать и даже за пятьдесят. Как в
вагоне метро, не обращая ни на кого внимания, обнимаются престарелые
пенсионеры. Возможно, что это дух "Сильвы" и "Цыганского
барона" витает в воздухе, заставляя сердца биться в унисон
прекрасным аккордам. Как бы то ни было, я тоже не хочу отставать.
Так что пока! Пошла влюбляться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *