Свежий номер

Новый конкурс

Официальная группа журнала "Маруся" ВКонтакте
Поиск по сайту
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Маруся ВКонтакте:
Маруся в Вконтакте
Поделиться в соцсетях

Приключения электроники

Приключения электроники Электронная музыка - не просто "тыц-тыц-тыц" из динамиков на дискотеке. Это целая вселенная с непростой историей!

Прогресс на службе у композиторов

Попытки изобрести некий универсальный музыкальный инструмент, способный синтезировать самые разнообразные звуки, были предприняты еще в конце XIX века. Но первые электронные пианино и органы были крайне громоздкими, да еще и поглощали уйму энергии: например, модель 1897 года работала с помощью 145 динамо-машин. Но на протяжении нескольких десятилетий ученые США и Европы постепенно улучшали и уменьшали эти конструкции... Прорывом в этой области стали работы русского физика Льва Термена и его прибор терменвокс. Этот же ученый стал первым "электронным музыкантом", который с триумфом гастролировал в США.

Позже на свет появился синтезатор в привычном нам виде! В 1958 году - у нас: его сконструировал инженер Евгений Мурзин (на этом агрегате, между прочим, создавали музыкальное сопровождение к фильму "Солярис"). А западный вариант был запатентован на год позже. В конце 1960-х синтезаторы запустили в более-менее массовое производство - тут-то и началась история электронной музыки. Поначалу с ними принялись экспериментировать рок-группы - Grateful Dead и Pink Floyd, к примеру. А в 1970-е годы синтетический звук стал популярным благодаря немецкой поп-группе Kraftwerk и французскому композитору и исполнителю Жану Мишелю Жарру.

Звук вокруг

В это же время народ, благодаря новым технологиям, принялся внедрять в свои музыкальные опусы всяческие шумы из повседневной жизни. Так появился на свет стиль "эмбиент" (то есть, в переводе с английского, "окружающий, обволакивающий"). Этот термин придумал Брайан Ино, бывший участник группы Roxy Music. Он лежал в больнице после автомобильной катастрофы и пытался слушать скрипичную музыку - вместе с какими-то отголосками звуков города за окнами палаты. И понял, что они отлично могут гармонировать друг с другом. После выписки Ино принялся за эксперименты: повсюду носил с собой магнитофон и записывал... звуки окружающей среды. Потом обрабатывал их, микшировал, составлял композиции.

Музыканты следующего поколения (The KLF, The Orb) пошли еще дальше - стали использовать электронные шумовые эффекты. Нынешний эмбиент включает в себя элементы разных стилей - джаза, современной академической музыки, этно и т.д. Отличают его тягучие электронные пассажи, обрывки фраз, непонятное бульканье, эхо, протяжные шумы, создающие ощущение пространства, использование звуков природы или их имитация, медленный, неявный ритм - или полное его отсутствие.

А некоторые, особо склонные к разным экспериментам граждане, и вовсе принялись лепить музыкальные композиции из... индустриальных, промышленных шумов. Так появились стиль "индастриал" (наиболее знаменитые представители - коллективы Coil и Laibach) и его совсем уж немелодичная разновидность - "нойз" - с хаотичным скрежетом и грохотом.

Будут танцы!

Но слушателям хотелось все-таки не только спокойных, ненавязчивых или шокирующе-авангардных электронных композиций. Нужны были и такие, под которые можно лихо отплясывать на дискотеках! И вот ближе к концу 80-х в США, в Детройте, зародилось "техно" - жесткая, минималистичная танцевальная музыка на базе искусственно созданных звуков (во многом обязанная своим появлением творчеству уже упомянутой группы Kraftwerk). А в Чикаго, из заводных песен в стиле "диско", возник радостный "хаус", названный в честь одного местного клуба и основанный на звуках сэмплированных, то бишь полученных естественным путем, но записанных в цифровой форме.

Далее, в 90-е годы, появились: "транс" - мелодичный, хоть и построенный чаще всего на повторении одной музыкальной фразы; "брейкбит" - техно в соединении с рэгги и хип-хопом; "джангл" - быстрый, ломаный ритм "каменных джунглей" с обилием ударных, искореженным басом и всякими индустриальными звуками... В общем, направления в электронной музыке множились с каждым годом, смешивались между собой, образовывали новые - эмбиент-хаус, техно-индастриал, хардкор-техно и так далее. Музыканты вовсю осваивали синтезаторы, компьютеры и прочие чудеса прогресса, пока те не просочились практически во все стили популярной музыки. Так что теперь электроника - повсюду!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *