Свежий номер

Итоги конкурса

Поиск Гугла
Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Это может быть интересно Всякая всячина
Поделиться в соцсетях

Брит-поп нон-стоп

Ты презрительно именуешь популярную музыку словом «попса»? Право же, не стоит быть такой категоричной. Не все то плохо, что называется словечком «поп». Особенно если оно сочетается с приставкой «брит».

sh-brit-pop-KaiserБрит-поп — это зародившаяся в Великобритании разновидность альтернативного рока. Для него характерны мелодичность, запоминающийся припев — в духе знаменитых The Beatles, просто на новом витке развития. Началась история этого движения в конце 80-х, когда британцы основательно подустали от фальшивой, искусственной попсы. Молодые музыканты поняли, что современным песням не хватает искренности, настоящего чувства, и решили, что надо «вернуться к истокам» английского рок-н-ролла — то есть к старой доброй музыке хиповых 60-х. Слушателям эта идейка понравилась. Настоящий фурор произвело появление таких групп, как Happy Mondays или The Stone Roses из Манчестера, которые вживую играли качественной рок с красивыми мелодиями и небанальными текстами (при этом ритмы у них были вполне танцевальные).

Как самостоятельное явление бритпоп окончательно оформился в начале 90х и стал с огромной скоростью завоевывать музыкальные чарты. В это время в Америке царил мрачненький гранж, а в Великобритании — техно и индирок (от английского слова independent, «независимый»). Бритпоп противопоставил им романтическое и подчеркнуто старомодное мироощущение, взяв за основу мелодичную гитарную музыку The Beatles, The Kinks, The Who и совместив ее с громкостью и иронией панкмузыки конца 70-х. Также новый музыкальный стиль позаимствовал коечто у глэмрока (Дэвида Боуи, Roxy Music), «модов» (так называли представителей молодежной субкультуры конца 50-х — начала 60х годов, уделявших особое внимание внешнему виду и на полную громкость слушавших музыку от ритмэндблюза до ска) и «новой волны» (это общее название для разных жанров рокмузыки конца 70-х с характерным стремлением к новаторству и развитию всяческих музыкальных технологий). Кстати, вернувшись в прошлое, бритпопмузыканты не обошли стороной и моду эпохи The Beatles — начали примерять пиджаки без воротников, клетчатые джинсы, рубашки с манжетами и зачесывать на лоб челки.

Одними из первых героев бритпопа стали манерные Suede, выпустившие дебютный альбом в 1993 году. Также в начале 90х появились Manic Street Preachers и The Verve. Но главный успех выпал на долю Oasis и Blur, которые стали настоящими эталонами нового музыкального направления — и злейшими врагамиконкурентами. Они отчаянно сражались друг с другом за право называться «новыми битлами» и долго переругивались на страницах прессы. Впрочем, скандалы пошли музыкантам на пользу: вся Великобритания с увлечением следила за их войной, и это только подогрело интерес к бритпопу.

Самый пик популярности музыкального движения приходится на 1994—1995 годы, когда три главных бритпопколлектива выпустили аж по два альбома: Oasis — «Definitely Maybe» и «(What’s the Story?) Morning Glory», Blur — «Parklife» и «Great Escape», Pulp — «His’n’Hers» и «Different Class». Надо сказать, что при общем сходстве основной концепции творчества разные представители бритпопа стилистически сильно отличались друг от друга. К примеру, ироничные и слегка хулиганистые Blur и меланхоличные интеллектуалы из Radiohead создавали экспериментальную музыку, порой граничащую с артроком, а экспрессивные, иногда грубоватые, но при этом лиричные Oasis были ближе к хардроковому звучанию.
Несмотря на то что стиль зародился внутри независимой, альтернативной роккультуры, бритпоп был коммерчески успешным движением, и броские запоминающиеся песни пользовались большой популярностью. Более того, представители этого направления вернули к жизни идею «рокзвезды»: во многом успех групп строился на личном обаянии и харизме их лидеров, будь то братья Ноэл и Лайам Гэллахеры из Oasis или Деймон Албарн из Blur.

Постепенно «британская волна» докатилась и до стран бывшего СССР. На ее гребне, например, лихо прокатились латыши Brainstorm с хитом «Maybe». А в России элементы бритпопа использовали такие группы, как «Эдипов комплекс», «Мультfильмы», «Биплан», «Мечтать», «Сегодня ночью», «Ундервуд».
Что же стало с этим движением сейчас? Многие критики считают, что оно тихо и мирно скончалось: живая музыка превратилась в коммерческий продукт, а искреннее желание возродить рокнролл — в сражение за первые места в хитпарадах.

В 2003 году в Великобритании вышел документальный фильм «Live Forever» («Жить вечно» — это название одной из песен группы Oasis), повествующий о культуре бритпопа. Его героями стали Blur, Oasis, Pulp и другие звезды этого направления. Надо признать, что сейчас они выглядят несколько подуставшими от бешеного успеха 90-х...

С началом нового века популярность этого музыкального стиля вроде бы пошла на убыль. Но прошло несколько лет — и вот британские группы Franz Ferdinand, Kaiser Chiefs, Coldplay, Travis, Muse вновь штурмуют мировые чарты. В данный момент направление обновляется — все больше отходит от стандартов гитарной попмузыки в область экспериментов (в том числе с электронными инструментами). Например, манчестерцы Chemical Brothers соединили наивность ретро с наисовременнейшими средствами звукосинтеза. Так что история этого музыкального стиля, похоже, продолжается — просто в слегка обновленной форме.

Катя РАЙМЕР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Журнал "Маруся" в Facebook Журнал "Маруся" в Instagram Маруся в Вконтакте Google Play приложение Журнал "Маруся" iTunes приложение Журнала "Маруся"