Свежий номер

Новый конкурс

Поиск Гугла
Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Это может быть интересно Всякая всячина
Поделиться в соцсетях

Выход есть! Что такое буллинг и как с ним бороться. Советы дает психолог Мария Васильчук

Буллинг – это агрессивное преследование одного из членов коллектива. Чаще – психологическое, но бывает и физическое. По-русски это еще называется травля. Что делать, если ты с этим столкнулась?

chyvstva_01_17Когда я еще училась в школе, то у нас в классе была компашка мальчиков, которые отличались особенной жестокостью. На голову одного из них сыпались такие нечеловеческие издевательства, что сложно себе представить. Его портфель столько раз побывал в мусорном ведре, что не сосчитать. Про обзывательства, тычки и мелкие пакости вообще умолчу.
То, что происходило с этим мальчиком, а звали Олег, называется буллинг, или травля. Понятное дело, что для мальчика это было крайне травматичным. Как можно учиться (и вообще что-либо делать) в такой обстановке! Но опасным такая ситуация оказывается и для всех остальных, даже не участвующих в прямом насилии. Ведь весь класс, каждый ученик и даже учитель, молчаливо наблюдая за происходящим, начинают принимать насилие как данность, как обыденность, становятся пассивными и беспомощными в подобной ситуации.

Изменить сложившиеся в коллективе отношения весьма проблематично. Но ничего не делать тоже недопустимо. Давай разбираться, кто обычно замешан в таких историях и как можно поменять ситуацию к лучшему.

Коллективные взаимоотношения

Дело в том, что любой коллектив так устроен, что в конфликтной или напряженной ситуации агрессия обрушивается на кого-то одного. Иногда на самого слабого, но бывает, что и на лидера или вообще на кого-то извне («Это все директор школы виноват!»). Без конфликтов невозможно себе представить никакой коллектив. Но очень большое значение имеет то, каким образом они разрешаются, куда уходит накопившаяся злость.
Самое позитивное развитие событий – когда в коллективе возникают новые правила, участники начинают по-новому относиться друг к другу, появляется новые виды совместной активности. Например, если все нервничают перед экзаменом, то позитивным выходом из этой ситуации будет совместная подготовка. Можно коллективно разбирать сложные вопросы и рассказывать друг другу. Так все волнение уходит «в дело» и в результате в группе меняется что-то к лучшему.

Обратимся к авторитетам

Так от чего же зависит, как будет разрешена проблема? От того, какие нормы и правила действуют в группе, от того на сколько они гибкие. До раннего подросткового возраста (примерно до 11–12 лет) их определяет учитель. От того, как он поведет себя в конфликтной ситуации, какой образец поведения предъявляет детям, будет зависеть то, как поступят ученики в подобной ситуации. Но, увы, бывают случаи, когда учитель уже в младшей школе никак не реагирует (или даже поощряет) травлю одного из учеников. В нашем же классе все первые пять лет Олега никто не обижал, хотя он и тогда был «странный».

В средней школе все резко меняется. Во-первых, учителей становиться много, у всех разные правила. У кого-то на уроке можно безнаказанно открыто списывать, у другого все сидят смирно и боятся даже в окошко лишний раз посмотреть. Кроме того, внутри самого детского коллектива начинает формироваться свой собственный авторитет. Появляются лидеры, а они как раз и устанавливают образцы поведения.

Лидер и его ближайшее окружение могут сами особенно никого не задирать, но если это ими не запрещается, не осуждается, то все чувствуют – можно. И вся групповая агрессия может обрушиваться на одного несчастного.

Так и было в моем классе. Я сейчас пытаюсь вспомнить: а как я сама тогда относилась к этому мальчику, что делала, как с ним общалась? И должна честно признаться, что я тоже поддерживала это весьма пренебрежительное к нему отношение. Я не обзывала его в лицо, но при случае придумать про него нелесную шутку не казалось мне тогда чем-то неправильным.

Буллеры и жертвы среди нас

Когда я готовила эту статью, совершенно случайно встретила на улице старую знакомую. Я рассказала, о чем пишу и спросила, бывали ли в ее классе такие случаи и как она к ним относилась. А она, совершенно неожиданно для меня ответила, что сама очень жестоко гнобила одну девочку в классе! Я была совершенно поражена. Она всегда производила на меня очень приятное впечатление – спокойная, рассудительная, вдумчивая барышня. И тут – такое! Я стала ее расспрашивать. «А как иначе? Или ты, или тебя», – сказала она. Так устроена психология буллера, основного агрессора и подстрекателя. И повлиять на него можно только железобетонным авторитетом.

В роли буллера, то есть самого агрессивно ведущего себя по отношению к кому-либо человека, могут оказаться самые разные люди. И даже необязательно особенно жестокие. Просто буллер выполняет в группе особенную роль. И, как ни странно, выйти из нее ему так же сложно, как и жертве.

В роли жертвы, конечно, чаще всего оказываются люди, чем-то существенно отличающиеся от других. Хотя и это правило не без исключений. Буллер может зацепиться за любое отличие – даже за цвет глаз, волос или форму носа.

Как правило, простой вызов к директору или наказание буллера не работают. Все равно в коллективе складывается атмосфера, в которой поддерживается норма о безнаказанном унижении того, кто слабее. В данном случае обидчик подвергается психологическому насилию, и тот еще больше убеждается, что так делать можно. Во-вторых, это не затрагивает группу (класс) в целом.

В общем, помни, что так не должно быть! Несмотря на то, что нередко встречаются ситуации, когда никто не разделяет твою точку зрения. Да, человеку свойственно от природы проявлять злость и агрессию. Но это совершенно не значит, что в порядке вещей мутузить кого-то каждый раз, когда тебя что-то задело. Это не значит, что тот, кто не умеет защищаться, не может этому противостоять. Это не значит, что тот, кто не умеет держать себя в руках, не может этому научится. Если находится авторитетный человек внутри группы, который выполнит роль совести, ситуация начнет постепенно меняться. Но путь этот долгий и непростой. Потребуются время, терпение и настойчивость, пока все усвоят новые нормы.

Что делать, если это происходит в твоем классе

Самая главная задача – это поменять отношение к происходящему авторитетных участников. Это можно и нужно делать собственным примером.
Ключевое значение тут имеют в первую очередь действия, а не слова. Так, известный психолог Людмила Петрановская (кстати, в ее блоге ты можешь больше узнать про буллинг) рассказывает, как в школьные годы посередине урока встала и села за одну парту к такому «козлу отпущения». Это был поступок, который показал ее позицию: «Я не согласна с тем, что делают другие. Так нельзя!».

Что делать, если ты стала жертвой травли

1. Будь уверена в том, что подобное поведение недопустимо
Дело в том, что зачастую многие в школе (от первоклассника до директора школы) могут быть абсолютно убеждены, что это совершенно нормальная, хоть и печальная ситуация. Мол, ну что тут поделаешь… Запомни – это не так!
2. Ищи поддержки
Пробуй заводить дружбу с теми одноклассниками, которые более сдержано себя ведут. Тебе очень важно иметь друзей, которые уважительно к тебе относятся, поддерживают тебя, сочувствуют и готовы встать на твою сторону.
3. Обращайся за помощью к взрослым
Тебе должен помочь любой человек, который готов планомерно объяснять учителю и объяснять, что так быть не должно.
4. Иди до конца
Если учитель разводит руками и начинает говорить про то, что «ничего нельзя поделать», то надо обращаться выше – к завучу и директору.
5. Поменяй коллектив
Если при обращении с проблемой к руководству школы все дружно разводят руками, надо менять школу.

  • 8-800-200-01-22 – детский телефон доверия. Создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети, подростки и их родители могут поделиться своими проблемами и получить профессиональную психологическую консультацию бесплатно и анонимно, позвонив из любого региона России.

Мария ВАСИЛЬЧУК, психолог