Свежий номер

Новый конкурс

Официальная группа журнала "Маруся" ВКонтакте
Поиск по сайту
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Маруся ВКонтакте:
Маруся в Вконтакте
Поделиться в соцсетях

Классная жизнь. Учитель — ученик: держи дистанцию!

Одни учителя очень строгие, держат весь класс в напряжении, трудно даже представить, что им можно лишний раз задать какой-то вопрос. Другие – наоборот, все время шутят и смеются с учениками, так что невозможно сконцентрироваться на предмете. Где же золотая середина?

В старшей школе у меня была необычная учительница математики. Когда я подходила к ней с вопросом, она открывала учебник и говорила задорным голосом: «Давай разберемся, что тут за задачка!» У меня не было больше учителя, который бы так искренне общался бы с учениками. Она не давала готовых ответов на заданные вопросы, она приглашала подумать вместе, порассуждать. Ее уроки были для меня самыми любимыми.

Мне всегда больше нравились педагоги, готовые к личному, неформальному общению. А те, кто вел себя отстраненно и строго, не располагали к себе. Я тогда думала, что большая дистанция – это что-то лишнее и вредное для отношений учитель–ученик. И все-таки по какой-то причине большинство преподавателей соблюдают четкую дистанцию. Почему? Давай разбираться.

Зачем учителю дистанция?
Вспомни, как ты отвечаешь доклад у доски. Тебе хотелось бы, чтобы тебя с интересом слушали? Ведь внимательный взгляд зрителей вдохновляет докладчика. А если во время твоего выступления все разговаривают или даже смеются, тебе это разве понравится? Это может заставить опустить руки и больше никогда ничего не говорить на публике. А ведь именно так чувствует себя преподаватель во время урока.
Строгость – это способ сделать так, чтобы ученики слушали информацию. Когда класс полон внимания, учителю это дает силы, воодушевляет его. Авторитет педагога можно сравнить с корнями у деревьев. Если они сильные, широкие, дерево может выпить много воды и стать еще сильнее. Если они маленькие, слабые, то и дерево большим и цветущем не будет. Требовательные преподаватели обычно имеют авторитет не только среди учеников, но и в глазах других учителей. Такая учительница у меня тоже была. Мы все, конечно, мучались от сложных лабораторных работ. Но когда заходил вопрос о том, кто самый лучший учитель в школе, ни у кого не было сомнений – физичка.
Для разных учеников необходима разная степень дистанции, чтобы их уши и глаза стали управляемыми. Я, например, всегда была очень послушной девочкой. Если преподавателю интересно рассказывать, то мне интересно слушать. Но для некоторых этого недостаточно. Наши мальчики, например, способны были держать язык за зубами только у строгой учительницы физики. А мою любимую учительницу математики, более мягкую и не такую строгую, частенько доводили до слез и даже срывали уроки. Согласись, это не очень хорошо.

Для чего ты хочешь стать ближе с учителем?

Сокращение дистанции разные ученики воспринимают по-разному. Для меня искренние, открытые и доверительные отношения были настоящем сокровищем, именно это подталкивало меня учить математику. Для других это был повод перейти на оскорбления, распуститься и вести себя неадекватно. Одному строгая дистанция между учителем и учеником мешает учиться, другого дисциплинирует, мешает неприлично себя вести. Мотивация разная, воспитание разное.

Дружить иль не дружить – вот в чем вопрос

Итак, для начала нужно выяснить, зачем ты хочешь сблизиться с учителем?

Здесь может быть два основных мотива. Первый – положительный, второй – отрицательный. Разберем оба. (Если сомневаешься – пройди тест ниже и узнаешь).

1. Положительная мотивация: ты хочешь больше и лучше учиться

Похвально. Осталось только корректно донести это до учителя. Ведь чтобы сотрудничать с учителем, следует соблюдать субординацию, не подвергать сомнению его авторитет.
Твои отношения со строгим учителем. Чаще задавай вопросы про домашнее задание и непонятные моменты. Помни, что он внимательно относится к своему авторитету, здесь нет места критике. Даже положительную обратную связь он будет слушать с осторожностью. Не высказывай своего мнения относительно его стиля преподавания в присутствии других учеников. Если это необходимо, делай это с глазу на глаз.

Твои отношения с мягким учителем. Укреплять его авторитет – в твоих интересах. Ведь тогда выскочки не будут мешать ему вести урок, а тебе учиться. Тактика здесь будет такая же, как и с авторитетным учителем. Однако здесь можно и нужно рассказать о том, почему тебе нравится его предмет и стиль преподавания.

2. Отрицательная мотивация: ты хочешь меньше учиться

Такое тоже бывает. Ничего криминального тут нет. Не все предметы должны быть одинаково привлекательны. Но эта история уже совсем не про учителя и его стиль преподавания.

И со строгим, и с мягким учителем – вне зависимости от того, насколько высоки требования по этой дисциплине, постарайся договориться о работе по индивидуальной программе: «Мария Ивановна, я буду поступать на химический факультет, и занятия по профильному предмету занимают у меня все свободное время. Я бы очень хотела понимать стихи Блока так же хорошо, как и уравнения химических реакций. Но у меня физически нет на это времени. Может быть, я сдам вам в течение года необходимый минимум по литературе?». В этом случае очень важно дать понять педагогу, что его предмет не менее важный, чем остальные. Просто у тебя другие приоритеты. Не нужно говорить что-нибудь типа: «Эта ваша литература никому не нужна!». Так требования к тебе только ужесточаться. Ведь ты ставишь под сомнение авторитет учителя. Если ты сама стесняешься подойти к педагогу и чувствуешь себя неуверенно в общении с ним, попроси родителей договориться с ним об этом.

Авторитетных и в то же время личностно включенных учителей не так много. У меня в школе их было всего двое. Преподавать предмет живо, интересно, но требовательно – большое мастерство. Не всем это удается. Однако от того, какие ученики зависит и то, каков учитель. Удивительно то, что каждый из класса может повлиять на учителя. Уважительное отношение к его авторитету и заинтересованность предметом помогут тебе в этом. Причем первое важнее второго. Если ты не любишь литературу, но с пиететом относишься к Марии Ивановне, у тебя не будет проблем в отношениях с ней. Ее авторитет в глазах класса вырастет, если ты сделаешь явным для остальных свое уважительное отношение к ней. И она, в свою очередь, не поскупится на благодарность.

  • Мудрая притча
    – Ты несправедливо строг со мной учитель! – говорил молодой послушник своему пожилому наставнику, – Каждый день я делаю так много работы, что валюсь с ног вечером. За кого ты принимаешь меня? Я не цирковой силач!
    – Ты предпочел бы, чтобы я считал тебя за инвалида? Я даю тебе столько заданий именно потому что верю в тебя и знаю, что ты справишься и станешь сильнее!
    Высокие требования от преподавателя говорят не только о том, что он строгий. Это значит еще и то, что он уважительно относится к способностям своих подопечных. Считает их умными и талантливыми.

Тест на мотивацию

Выбери учителя, с которым тебе больше всего хотелось бы подружиться, и ответь на вопросы.

1. Если отменили урок этого педагога, то ты…
А) …сожалеешь. Ведь ты подготовилась и хотела ответить;
Б) …радуешься. Что угодно лучше, чем этот предмет.

2. Если на уроке обсуждаются посторонние вопросы ты:
А) …скучаешь и ждешь пока перейдут, наконец, к обсуждению главной темы предмета.
Б) …живо участвуешь в обсуждении, задаешь вопросы и ждешь, пока скорее прозвенит звонок.

3. Домашнее задания по этому предмету даются тебе…
А) …легко. Даже вперед иногда заглядываешь. Интересно же!
Б) …с трудом. Скучнее занятия и придумать нельзя.

Итак, посмотри на свои ответы. Если у тебя больше вариантов А, то мотивация у тебя положительная. Если Б – отрицательная.

Мария ВАСИЛЬЧУК, психолог

Фото: Designed by Freepik