Свежий номер

Новый конкурс

Официальная группа журнала "Маруся" ВКонтакте
Поиск по сайту
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Маруся ВКонтакте:
Маруся в Вконтакте
Поделиться в соцсетях

Выставка, стройся!

Эффектное оформление может по-новому преподнести классику современному зрителю. Пример тому — выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковской галерее: сияющие картины словно парят в бездонной темноте. Это необычное решение придумали специалисты из архитектурного бюро dk-community. Света Зезюкина, одна из его основателей, рассказывает, для чего, собственно, на выставке нужны архитекторы.
  • Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» будет проходить до 18 января 2026 года в Новой Третьяковке — филиале Третьяковской галереи (Москва, Крымский Вал, 10).

— Современные выставки — это не просто развеска картин по стенам комнат. Выставки становится зрелищем. Архитектор создает декорации, визуальный образ этого представления.

— С чего начинается работа над выставкой — на примере выставки Брюллова?
— С изучения произведений автора и зала экспонирования. Работы классициста Карла Брюллова — всегда с преобладающим черным фоном, при этом его живопись наполнена золотистым светом. А зал Новой Третьяковки — модернистский, с высокими потолками, разлинованными в золотую сетку (здание было построено к 1983 году по проекту архитекторов Юрия Шевердяева и Николая Сукояна). Наша задача состояла в том, чтобы соединить автора и место, создать цельное произведение.

— Как сотрудничают архитектор и куратор выставки?
— Архитектор и куратор — соавторы выставки. Куратор задает ее тему. В данном случае — три места жизни художника: Рим, Москва, Петербург.

— Сколько в вашей команде человек? Как между ними распределяются задачи?
— В данном проекте участвовали пять архитекторов — наша команда dk-community (Ред.: Трифон Миляев, Никита Моренов, Света Зезюкина, Наташа Крымская) и Василиса Семенова. Команда занималась архитектурным решением, Василиса взяла на себя делопроизводство и архнадзор.

Как строится работа бюро?
— У нас есть свой метод проектирования — трехчастный подход. 1) Пейзаж. В данном случае нам виделась проницаемость — мы хотели сделать так, чтобы при переходе из зала в зал были видны все картины. 2) Образ конструкций. Как можно добиться проницаемости с помощью конструкций, но так, чтобы это соответствовало и подходило художнику и пространству? Решение было такое: применить классицистические колонны, но в два ряда со сдвигом, чтобы еще больше усилить эффект проницаемости. 3) Характер материала. Был выбран профнастил, чтобы был эффект свечения (как в картинах художника) за счет отражения от металла.

— А какие еще приемы вы использовали для создания атмосферы?
— Погасили свет и использовали глянцевую черную краску, чтобы усилить рефлексы.

— Нужны ли какие-то приглашенные специалисты — или бюро полностью занимается всеми вопросами?
— Да, были приглашены специалисты по свету TheView и графический дизайнер.

— Чем дизайн выставок отличается от дизайна других пространств?
— Главная особенность — это их временность. Поэтому мы стараемся проектировать из дешевых материалов, приспособленных к утилизации и вторичному использованию. А также применять быстро возводимые конструкции. Кроме того, необходимо знать определенные музейные правила — например, по освещению или ограничению подхода к картине.

Беседовала Катерина Скобелева

Фото: Иван Новиков-Двинский, Ирина Анисина